Главная > Александр Цыбульский: «Складывается абсурдная ситуация: Минэкономразвития и Ростуризм развивают совершенно разные туристические зоны»

Александр Цыбульский: «Складывается абсурдная ситуация: Минэкономразвития и Ростуризм развивают совершенно разные туристические зоны»

10 Сентября, 2015

Елена Гришина

На фото: заместитель министра экономического развития Российской Федерации Александр Цыбульский и член редакционного совета журнала «Отдых в России» Елена Гришина

Туризм – это абсолютно самостоятельная отрасль экономики, которая способна приносить высокий доход, считает заместитель министра экономического развития Российской Федерации Александр Цыбульский. В нашей стране  много удивительных мест, которые любопытно  посетить. Но сами россияне пока недооценивают туристический потенциал своей родины. Сегодняшняя экономическая ситуация  дает стимул для того, чтобы открывать для себя свою страну. И это во многом не разочаровывает тех, кто  решил это сделать. Однако возникает большой вопрос к  инфраструктуре. Пока ее не будет, не будет и качественного скачка в туриндустрии. О том, какие меры федеральные власти принимают сейчас для развития туризма в России, с заместителем министра беседовала член редакционного совета журнала «Отдых в России» Елена Гришина.

— Александр Витальевич, Минэкономразвития в своих программах подразумевает развитие туристической инфраструктуры?

— Конечно. У нас есть большая программа в рамках развития особых экономических зон. Выбраны очень красивые и уникальные по своей природе места: Байкал, Иркутская область, Север… Но мало выбрать  – важно обеспечить инфраструктурой, в первую очередь, транспортной. Рассчитывать только на внутренний турпоток неправильно, нам нужно привлекать туристов и из других стран, например, из азиатского и тихоокеанского регионов. Кстати, сегодня Байкал очень востребован у китайских туристов. А это платежеспособный турист, который  может давать серьезную  прибавку  экономике субъекта.

— А привлекать каким образом предлагаете?

— В первую очередь, повторюсь, нужно обеспечить транспортную доступность. Вот с этим у нас большая проблема. Она будет сохраняться, пока мы относимся к туризму как к части культуры. С развитием культурной составляющей, мне кажется, все  у нас все в порядке. Но при этом есть проблема с подведением экономических стимулов для развития туризма. Туризм – это абсолютно самостоятельная отрасль экономики, которая способна приносить высокий доход.

— На ваш взгляд, есть необходимость создания Министерства туризма?

— Думаю, что нет. Но я уверен, что туризм должен рассматриваться как часть экономики, а не как часть культуры – это однозначно.

— Вы правильно отметили проблему  транспортной доступности. Но возникает еще и проблема  цены.  По многим внутренним направлениям  билеты «кусаются».  Дешевле за границу слетать, чем по России путешествовать. Как можно решить эту проблему?

— Об этом сейчас задумались все. Самая простая возможность — это субсидирование перевозки из федерального бюджета. Но  просто так взять деньги из бюджета в нынешних условиях невозможно. Поэтому здесь, видимо, нужно  идти таким путем: развиваем инфраструктуру, увеличиваем оборот и наращиваем налоговые поступления, часть из которых направляем на субсидирование перевозок. То есть все это взаимосвязано.

Если говорить об арктическом туризме, то проблема отсутствия инфраструктуры здесь еще острее. В арктической зоне России потрясающие места, уникальные города. Но вместе с тем для массовых путешествий  нет инфраструктуры —  ни туристической, ни транспортной. Но, в то же время,  это никогда и не появится, если не будет туристического потока! Появится спрос на  сервис, тогда и будет развиваться соответствующая инфраструктура. Поэтому нужно параллельно и спрос формировать и инфраструктурой заниматься  постоянно.

— Кто конкретно должен  заниматься?

— Местные власти при поддержке федерального центра. Это каждодневная  работа Ростуризма. На это направлена Федеральная Целевая Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», которая сегодня осваивается в регионах наполовину, а то и меньше. Причем зачастую складывается абсурдная ситуация: мы и Ростуризм развиваем совершенно разные зоны. Мы формально вроде бы друг с другом  активно коммуницируем, а реально решения каждый принимает самостоятельно. Так не должно быть. Логично  фокусировать  усилия на узловом проекте, на нем отрабатывать определенную схему и эту практику в дальнейшем тиражировать. На мой взгляд, самый правильный подход заключается в соединении экономики с туризмом.

В сфере туризма не надо ничего выдумывать и фантазировать. Но пока у всех  не появится понимание, что туризм – это отрасль экономики, мы так и будем фрагментарно поддерживать отдельные проекты, не получая комплексного результата. Это же возможность не только привлечения средств из отдельной ФЦП, это возможность привлечения и каких-то других средств, инвестиционных возможностей, инструментов проектного финансирования. Потому что большинство туристических проектов сами по себе являются окупаемыми. С одной стороны, это деньги возвратные, с другой стороны, они дают огромный мультипликативный эффект, который развивает за собой всю сферу услуг: и самозанятость населения, и социальное предпринимательство, и малый и средний бизнес, и развитие логистики, гостиничного бизнеса. Например, в Австрии туризм дает 12% ВВП, в Чехии – 15%. По большому счету не многим от нас отличающиеся страны. Ну, может, только по количеству замков! А по климату, согласитесь, там – не Сейшельские пляжи. Просто грамотно нужно подходить и выстраивать  всю систему.

Второй выпуск каталога

"Инвестиции в туризм", второй выпуск, PDF


Возрастная категория 18+

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 69104, выдан 14.03.2017