Потепление открыло новые возможности для арктического туризма
В связи с потеплением эксперты прогнозируют рост круизного туризма в Арктике.
Однако сами круизные операторы утверждают, что возможность резкого роста арктических круизов это миф.
«В связи с изменением климата, обусловившим сокращение морского ледового покрова, вырос объём круизного туризма в направлении Гренландии, Норвегии, Аляски и Канады», – сказано в опубликованном 31 марта докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC).
Но на деле все обстоит не совсем так, об этом свидетельствуют данные, полученные BarentsObserverом у Ассоциации операторов арктических экспедиционных круизов (AECO).
Данные, предоставленные властями Шпицбергена, Гренландии, Канады и России, позволяют сделать вывод, что единственным направлением, на котором число круизных судов действительно выросло, является Шпицберген.
Русская Арктика, северное побережье Канады и Гренландия принимают сегодня в среднем такое же число туристов, что и девять лет назад.
В докладе IPCC содержится предостережение о потенциальном риске расширения круизного туризма, в том числе из-за загрязнения при авариях и повышения вероятности привнесения чуждых видов в наземную природную среду.
В AECO полагают, что недостоверные сведения о числе туристов могут создать слишком завышенные ожидания как в отношении возможностей, так и в отношении рисков. Кроме того, правительства могут сделать слишком большой акцент на деловых возможностях, а новые правила могут разработать на некорректной основе.
«Экспедиционный круизный туризм может стать двигателем защиты окружающей среды и улучшения местной экономики – если меры основаны на фактах и если операторы, местные муниципалитеты и регулирующие органы работают сообща», – говорит исполнительный директор AECO Фригг Йоргенсен.
Так, в Мурманске уже ведутся работы по модернизации морского вокзала, который должен будет обслуживать возросший объём арктического круизного туризма.
Развитие круизного туризма является и одной из стратегических задач национального парка «Русская Арктика», в состав которого сегодня входят Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
В России хотели бы направить развитие своих арктических архипелагов по тому же пути, что и норвежский Шпицберген, куда международные круизы устремляются уже не один десяток лет.

